Российские власти нашли способ сбросить ценник на автомобили. На стратегической сессии, посвященной развитию автопрома, премьер-министр Михаил Мишустин 10 июля поручил активизировать меры поддержки транспортной отрасли. Основные акценты — это снижение себестоимости машин и повышенная производительность труда. Эксперты отмечают, что одним из решений может стать сотрудничество с китайскими производителями комплектующих либо организация совместного производства.
Мишустин также указал на необходимость создания правовых основ для работы института главных конструкторов, ведь их участие в определении технологической политики станет важным шагом вперед.
На фоне увеличившегося объема предложений на российском авторынке, цены на автомобили все еще остаются высокими, что приводит к падению спроса. Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин отметил, что текущая ситуация требует внимания: за первые полгода 2025 года интерес к легковым автомобилям снизился на 28%, а к грузовым — на 48% по сравнению с аналогичным временем 2024 года. Это можно назвать настоящим кризисом отечественного автопрома.
Несмотря на рост предложений на 18% за первое полугодие 2025 года, средняя цена автомобилей составляет 1,6 миллиона рублей, что на 11% меньше по сравнению с началом года. Однако этого недостаточно для повышения спроса, и необходимо увеличивать местное производство комплектующих.
Хотя в России уже выпускают шины, диски, аккумуляторы и свечи зажигания, этого явно недостаточно. Поэтому некоторые компании вынуждены импортировать готовые машины из Китая. По мнению Подщеколдина, сборка автомобилей в России обходится дешевле, чем их доставка из-за границы. Для этого важно наладить производство сложных компонентов, таких как АКПП, электроника управления и системы безопасности.
Эксперт говорит, что, скорее всего, власти ведут активные переговоры с китайскими производителями. Возможно, удастся договориться о совместном производстве или, чтобы быстро снизить цены, о поставках еще недоступных у нас запчастей.
«Нужно предложить китайским партнерам что-то, что сделает их интерес к поставкам в Россию выгодным», — подчеркивает специалист.
Не исключается и влияние автоматизации на себестоимость автомобилей. Как отметил исполнительный директор «Объединения автопроизводителей России» Игорь Коровкин, внедрение роботов в производство может значительно оптимизировать процессы, однако это потребует серьезных вложений, которые не окупятся сразу.