Цирк в эпоху инноваций: Аскольд Запашный о хищниках и новых подходах в искусстве

Цирк в эпоху инноваций: Аскольд Запашный о хищниках и новых подходах в искусстве
Фото: RT на русском

Каждая третья суббота апреля приносит с собой особый праздник — Всемирный день цирка. В этом году он пришелся на 19 апреля, и мы решили поговорить с Аскольдом Запашным, художественным руководителем Большого Московского цирка, о деятельности с хищниками, традициях циркового искусства и нарастающих цифровых технологиях.

— 19 апреля отмечается Всемирный день цирка. Какие традиции связаны с этой датой в вашей работе?

— Этот праздник сравнительно молод, его учредили Европейская цирковая ассоциация и Всемирная федерация цирка под патронажем принцессы Монако Стефании. Мы, как представители российского циркового мира, оказали поддержку этой инициативе. Традиции празднования формируются на наших глазах, и это увлекательно, ведь обычно подобные обычаи уходят в прошлое. Так как праздник международный, его традиции вряд ли будут сильно привязаны к какому-то конкретному региону.

В прошлом году мы начали отмечать его, организовав парад в общественных местах, выходя в цирковых костюмах в метро и поднося радость людям, раздавая сувениры – флажки и шарики. Однако пока я не могу назвать каких-то устоявшихся ритуалов. Есть общие символы цирковой культуры: клоуны, дрессированные животные и образы традиционного цирка. Нам важно, чтобы публика сразу понимала, что перед ней — цирковое шоу, но мы давно используем разнообразные костюмы, которые далеки от традиционных нарядов.

Я всегда подчеркиваю, что цирк — это искусство для всех возрастов. Общественное мнение, однако, связывает его преимущественно с детьми. Мы разработали важное правило: в праздники, такие как День защиты детей или День цирка, обязательно посещаем медицинские учреждения для детей. Надеюсь, эта практика станет доброй традицией не только для нас, но и во всем мире.

Каждый год мы навещаем малышей из неблагополучных семей, воспитанников детских домов и маленьких пациентов больниц. В этом году мы уже посетили Морозовскую больницу с небольшой программой. Эти визиты важны не только как добрый жест, но и как возможность принести радость детям в трудные времена.

— Насколько сложно проводить выступления для больных деток? Нужна ли особая подготовка?

— Работа больничного клоуна отличается от представлений в цирке. На арене артисту дозволено быть свободным в выборе шуток, он может прибегать к сарказму или серьезным социальным темам. А вот в больнице такие шутки могут оказаться неуместными и даже ранящими.

В этом мире важны четкие границы. Для артистов в больницах необходимо не столько профессионализм в привычном понимании, сколько специфический опыт. Запоминающиеся моменты, когда, порой, артисту приходится буквально мгновенно адаптироваться к ситуации и выбирать правильные слова, случаются часто.

Особенно сложно работать с детьми, страдающими от хронических заболеваний. Каждое слово и жест нужно взвешивать. Чем больше артистов выступает в таких условиях, тем лучше они осваивают эту уникальную форму мастерства.

Главное отличие в том, что манежный клоун развлекает, а больничный клоун — помогает. Поэтому или нужно готовить артистов с опытными наставниками, объясняющими все нюансы, или направлять уже обученных специалистов. Это не просто благотворительность, а важная миссия.

— Вы известны как дрессировщик диких хищников, но также выступали в других жанрах. Почему вы сделали акцент на дрессуре животных?

— Я всегда старался избежать стереотипов. Тем не менее, с возрастом ты понимаешь, что стереотипы – неотъемлемая часть жизни. Люди склонны упрощать, особенно когда дело касается публичных профессий. Хотя мне хочется, чтобы меня воспринимали многогранно, в большинстве случаев я остаюсь для людей именно дрессировщиком тигров и львов — это самый зрелищный аспект моей работы, который вызывает самые сильные эмоции.

Однако работа с хищниками занимает лишь небольшую часть моего времени. На самом деле, я также учу в ГИТИСе на факультете режиссуры и являюсь профессиональным режиссером и художественным руководителем цирка. Моя деятельность широкая и разнообразная, но людям удобнее видеть во мне только дрессировщика.

— Как вам удается не просто приручать хищников, но и обучать их выполнять команды?

— В цирке мы имеем дело не с дикими, а с прирученными животными, и идем далее, чем простое приручение. Наши животные не просто существуют рядом с человеком, но и показывают трюки, демонстрируя свои способности. Это требует применения особых методик, а навыки подготавливаются годами. Истинный успех дрессировщика — это умение понять животное, с которым он работает, и развить его потенциальные возможности. Существует миф, что диким животным лучше в дикой природе, и это не соответствует действительности: в дикой природе продолжительность жизни обычно гораздо ниже.

— Тем не менее, вы подчеркиваете, что прирученные животные все же остаются потенциально опасными. Каковы меры безопасности в вашей работе?

— Да, такие моменты случаются довольно часто. Важно помнить, что, хоть животные и могут быть приручены, их инстинкты остаются. Сравните это с использованием ножа: хоть вы и можете владеть навыком, шанс пораниться всегда существует. То же самое касается и хищников с их мощными челюстями и острыми зубами. Главное — это опыт, знание поведения каждого животного и наличие правил поведения.

— Какие меры безопасности у вас есть?

— Опытное обращения с хищниками и знание их поведения — главные гарантии безопасности. Например, нельзя поворачиваться к животному спиной. В руках у дрессировщика должна быть специальная палка, которая служит и для управления, и для обозначения безопасной зоны. Это базовый инструмент. Дрессировщики также используют устройства для отвлечения внимания животных. У нас есть даже ружья с холостыми патронами — разрыв звука помогает отвлечь агрессивное поведение.

Даже один случай применения такого ружья привел к тому, что ко мне подошла женщина, задавшая вопрос о том, не собирался ли я выстрелить в зверя. Конечно, нет. Я пригласил её вспомнить хоть один случай, когда дрессировщику приходилось убивать собственного животного за проявление агрессии на арене. Параллельно с выступлениями всегда присутствует команда, готовая к форс-мажорным обстоятельствам.

— Как цифровизация влияет на цирковое искусство? Это отражается на посещаемости?

— К счастью, на посещаемости это не сказывается, у нас полный аншлаг! Цифровизация — это просто новое время, которое необходимо учитывать. Цирк, как и любое искусство, должен адаптироваться к современным тенденциям. Когда речь идет о привлечении новых технологий, главное — уметь создавать эмоции и удивлять зрителей. Мы активно используем цифровые решения, чтобы сделать наше искусство еще более впечатляющим.

— Как вы применяете новые технологии в Большом Московском цирке?

— Определенно! Мы тщательно внедряем цифровые технологии: у нас есть медиасреда с цифровыми экранами, которые не только служат декорацией, но и создают уникальную атмосферу. Например, у нас есть роботизированная собака, как у Boston Dynamics. Мы также применяем искусственный интеллект для подготовки декораций, используя ChatGPT для генерации изображений. 3D-печать используется для создания костюмов и различных реквизитов.

Несмотря на все эти достижения технологического прогресса, искусство владения телом останется вечным. В цирке можно увидеть то, что не встретишь в повседневной жизни: артисты воплощают невозможное в реальность, выполняя удивительные хореографические номера. Именно за это я ценю и уважаю цирк — за его безграничные возможности.

Топ

Лента новостей