В челябинском кинотеатре «Знамя» стартовал захватывающий проект под названием «Вне формата», который возвращает в моду ретропоказы всемирно известных фильмов. И что особенно приятно — современные зрители могут насладиться их просмотром в сопровождении живой музыки, как это было в старинные времена.
Заслуженный пианист из Челябинска, Олег Ярушин, завораживал публику своей виртуозной игрой, создавая атмосферу, которая поднимала старое кино на новые высоты. Его мастерство напоминало, что он всю жизнь готовился именно к этому формату — играть и импровизировать в соответствии с эмоциями и настроением фильма.
В зале, полном молодежи, многие впервые познакомились с миром немого кино и узнали о великом Чарли Чаплине. Удивительно, но они были так увлечены, что смотрели фильм с завороженной вниманием в течение полутора часов, а в некоторых моментах даже сами подхватывали озвучку сцен. Организаторы выбрали этот формат, чтобы продемонстрировать зрителям, насколько сложно синхронизировать звук с действием, передавая всю гамму эмоций.
«Огни большого города» — это трогательная и одновременно комическая история о бедном бродяге и слепой цветочнице. Этот фильм никогда не потеряет своей актуальности, так как настоящая история всегда находит отклик в душе, оставаясь в памяти надолго.
Творческие коллаборации
Проект «Вне формата» стал результатом сотрудничества трех увлеченных людей. Идея родилась у директора Челябинского областного киноцентра Сергея Герасимова, Юрия Сычева, который, узнав о новом директоре кинотеатра «Знамя» — энергичной актрисе Марине Гез, сразу же предложил ей реализовать затею. Марина, в свою очередь, инициировала встречу с Олегом Ярушиным, который с энтузиазмом поддержал эту идею.
— Олег — это так же «сумасшедший» человек, как и я, — шутит Марина, вспоминая их первое обсуждение. — Я рассказала ему о замысле, и его глаза загорелись: «Да, мне это интересно!». Когда мы решили начать проект с фильма Чаплина, он воскликнул: «Это же Чаплин! Я готов!».
Атмосфера прошлого
К старту проекта подготовили атмосферу — в фойе зрителей встречал актер в образе Чарли Чаплина, а также музыкант с виолончелью. Этот инструмент не был выбран случайно: Чаплин сам писал музыку к своим фильмам и мечтал играть на виолончели, что добавило ясности понимания искусства той эпохи. В кинозале «Знамя» с его уникальным настроением зрители могли окунуться в атмосферу, когда кино тоже жило, а музыка выполняла основную роль в его магии.
— Мы хотим, чтобы зрители потратили время на погружение в атмосферу, которая существовала сто лет назад, когда в кинотеатрах работали таперы, — поделился Олег Ярушин. — Как импровизатор, мне интересно выражать свои ощущения через музыку, которую я создаю в момент, когда идет фильм.
Таперы: маги музыки
Сложный мир профессии тапера, который был популярным сто лет назад, в наши дни известен лишь по историческим данным, однако мало кто понимает, насколько это всецело требует от музыканта высококлассных навыков. Исполнять музыку в момент показа, без дублей и исправлений — не простая задача.
— Таперы — это музыканты, которые отлично чувствовали материал и могли импровизировать. Они играли музыку в соответствии с динамикой фильма, выбирая подходящие по ощущениям мелодии. Это могли быть как быстрые регтаймы, так и классика различных жанров, — разъяснил Олег Ярушин.
— Не каждый пианист может стать тапером, и не каждый тапер — пианист, это требует большой подготовки и творческого подхода. Импровизация — это не просто легкость. За ней стоит значительный труд и опыт. Если музыкальный подход выполнен правильно, значит, и сам исполнитель не потратил время зря.
— Мы планируем сделать этот проект регулярным и устраивать ретропоказы раз в месяц, — добавила Марина Гез. — Сегодня — это наш пилотный показ, и мы с нетерпением ждем реакции зрителей. Он всегда был важной частью нашей истории, даже когда кинотеатр был основан как «электротеатр Люкс» в 1931 году, изначально показывая документальные фильмы и немые картины с живым сопровождением.