На этот раз Челябинск встретил долгожданного гостя — Николая Цискаридзе, с которым связаны теплые воспоминания о Екатерине Максимовой, его коллеге и близком друге по сцене Большого театра. Эта встреча была насыщена искренностью и теплотой, ведь Екатерина Сергеевна знала, кого пустить близко к себе, а молодого и талантливого артиста, рядом с которым она наблюдала за началом его блестящей карьеры, ждали с открытыми объятиями.
Николай Цискаридзе, осознавая свою звездную природу, не стесняется говорить о своих достижениях и о том, как он войдет в историю русского балета. В его разговорах с публикой слышится легкость, а в воспоминаниях — мудрость и наблюдательность. Он активно делится своими мыслями, пишет книги, ведет передачи и обучает студентов — не только танцу, но и жизни в сложном мире искусства. В рамках фестиваля "В честь Екатерины Максимовой" прошла творческая встреча с Николай Цискаридзе.
Корреспондент «ЮП» также присутствовал на этом событии и теперь может поделиться некоторыми из его впечатляющих историй. Николай всегда искренен как на сцене, так и в общении с поклонниками.
О карьере
Николай Цискаридзе провел в Большом театре 21 год в статусе премьера. В его профессии, где время сценической жизни короткое, по-настоящему сложно удерживать высокую планку. Но Николай подчеркивает, что осознает свою ценность и никогда не брался за то, что ему было не по плечу. "В балете я был главной звездой", — говорит он. "Я достиг этого благодаря Божьей милости, поддержке талантливых людей и, конечно, собственным усилиям. Быть лучшим постоянно — задача непростая. Я, пожалуй, единственный артист в мире, который ушел со сцены в день, когда и планировал. Я пришел в Большой театр в 1992 году и заявил, что покину его 5 июня 2013 года. Так и произошло, ни минуты не переработав. Я хотел, чтобы зрители запомнили меня молодым и счастливым, а не уставшим и неуклюжим".
Об экспериментах
— Могут ли театры провинций позволить себе эксперименты, как это делают столичные?
— В столичных театрах зрители тоже не спешат на современные постановки. Залы часто полупустые. В России сложилась такая традиция: если на сцене нет знакомой истории, зрители этого не принимают. Иногда меня осуждают за отсутствие интереса к экспериментальному искусству. Я часто посещаю театры и вижу, что не хочу больше это видеть. Есть один забавный случай: я пошел на "Травиату" в Театр Станиславского, где моя подруга Хибла Герзмава пела Виолетту. Позвонила знакомая, спрашивает, как мне спектакль. Я говорю, что Хибла спела прекрасно. А она пришла с детьми и потом была возмущена анонсированным современным прочтением. Знать нужно, что идет в спектакле, и что это за интерпретация, а не просто спрашивать о вокальных способностях исполнителей. В современном искусстве есть понятие "режопера". Не понимаю, зачем в опере показывать свои собственные комплексы. Но мои подруги специально ездят на такие фестивали, чтобы видеть извращенные интерпретации классики, и возвращаются, восторженно обсуждая прочтение. А мне их жаль. Если спектакль на высоком уровне в любом театре — это уже успех. А если вы тратите деньги на эксперименты, а сами основные постановки идут на низком уровне, то такие театры и регионы не заслуживают уважения.
О столице и провинции
— Интересуют ли выпускников академий южноуральские театры?
— Однажды мой брат сказал: "Лучше быть значимой персоной в маленьком городке, чем никем в большом". Я же мечтал только о крупнейших театрах мира. В свое время, когда Татьяна Предеина вернулась в Челябинск, это многих удивило. Но ее выбор был связан с тем, что она хотела служить родному городу. Хочу отдать ей должное и проявить уважение, но я делился своими взглядами на данную ситуацию. У нас есть свобода выбора.
Про депрессии и выгорание
— Я много лет работал без отпуска. В одну зиму, когда мне стало плохо, я зашел в туристическую компанию и спросил, куда могу улететь прямо сейчас. Сказал на работе, что улетаю, иначе уволюсь. Я спал в пути, потом на пляже, и это было прекрасно. Я понял, что если вам нужно отдохнуть, просто дайте себе возможность поспать. Больше ничто не помогает. Я занимаюсь психологией и вижу, как родители ошибаются в воспитании. Это все переводится на мою жизнь, и я понимаю, где мама была права, а где нет. Я долго не осознавал, что детские травмы действительно существуют. Когда слышу о них, удивляюсь: ведь у меня даже серьезных проблем не возникло. Вспоминаю, как наши мамы и бабушки были заняты, и словно это им было по плечу. У меня была няня, которая всегда готовила еду, стирала и заботилась обо мне. В то время все справлялись и при этом оставались счастливыми. Сегодня, когда у нас есть все современные удобства, времени все равно постоянно не хватает. Все страдаем от истощения и жалуемся на депрессию.
Про народную любовь
Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года, и в день своего рождения он редко отмечает праздник по традициям. "Я много лет танцевал в этот день — это было лучшее празднование!", — говорит он. "Нравилось, когда зрители аплодировали, а затем выносили елочку на сцену. Но руководство театра решило ограничить эти радости. Прошло время, и это не смогло задушить ту народную любовь, которую я чувствую. С возрастом отношение к своему дню рождения стало сложнее. Цифра, которая сейчас сопровождает моё имя, не отражает мой внутренний мир. С новыми изменениями в теле мне трудно осознать, что мне уже 50. И чем больше ты становишься известным, тем больше мучают в твой день рождения. Каждый хочет поздравить, и ты чувствуешь, что у тебя нет возможности отдохнуть. Поэтому, когда слышу комплименты, отвечаю, что "да, я великий, и что с этим поделать?"