Балетный фейерверк: челябинцы наслаждаются яркими театральными постановками

Балетный фейерверк: челябинцы наслаждаются яркими театральными постановками
Фото: Южноуральская панорама Онлайн

В Челябинске, где осень уже расправила свои крылья, жители стали свидетелями удивительного фестиваля балета, представившего три блистательных одноактных спектакля, которые с успехом гастролируют по питерским сценам: «598 тактов», «Озорные частушки» и «Блестящий дивертисмент».

«598 тактов» — это не просто балет, а настоящая музыкальная одиссея, основанная на произведении Карла Филиппа Эммануила Баха. Постановка, созданная выдающимся хореографом Вячеславом Самодуровым, стала одной из самых обсуждаемых премьер последнего сезона и сейчас находится в числе номинантов на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска». Этот балет, который претендует на звание «Лучший спектакль. Балет», а сам Самодуров называет себя «Лучшей работой постановщика», обретает всё больше зрителей и поклонников.

Название балета отсылает к количеству тактов в барочном фортепианном концерте Баха-младшего. По словам хореографа, в этом произведении исследуется глубина человеческой телесности, что может показаться не всем интересным. Однако, несмотря на это, «598 тактов» — это не скучное занятие, а увлекательное путешествие, где каждый зритель находит свою уникальную историю.

Самодуров интерпретирует музыку барокко как вечное течение, полное стремительности и ощущения полета. Искусство балета — это нечто, что сложно выразить словами, и «598 тактов» предлагает зрителям погрузиться в чувства, для которых не всегда хватает правильных слов, в то мгновение, когда человек идет от себя к другому.

Некоторая строгость хореографических решений погружает нас в историческую эпоху, из которой черпалась музыка: лакеи в камзолах и париках величественно выносят предметы интерьера, тем самым создавая эффект живого театрального пространства. Их грациозные движения помогают обозначить смысловое поле творения хореографа.

Основное действие развертывается вокруг семи солистов, танец которых то погружает нас в атмосферу чаепития, то интригует игривыми взаимодействиями главных героев. Однако заметить характерные черты персонажей бывает сложно, поскольку костюмы делают их максимально обезличенными.

— Современные балеты часто избавлены от четкой сюжетной линии, — делится мыслями премьер театра им. Л. Якобсона Андрей Сорокин. — «598 тактов» — это о том, как быстро проходит наша жизнь, и как мы иногда не замечаем друг друга, хотя мимолетные встречи могут стать началом уникального взаимодействия.

«598» — это, прежде всего, танец! Легкий, виртуозный и игривый, с налетом коварства. Классические элементы нечасты, а сам танец ослепительно балансирует на тонкой грани классики и современности. Прошлый сезон уже принёс «Золотую маску» спектаклю, но конкуренция всё ещё жестка. Одним из соперников театра из Петербурга стал «Саха Опера Балет» из Якутска с балетом «Сияющий камень», который также зажег сцену XVI фестиваля танца в Челябинске.

На звание лучшего балета также претендуют театры из Уфы и Ростова-на-Дону. В свою очередь, в Питере «Золотой софит» у «598 тактов» уже имеется.

Вторым номером фестивальной программы стало «Озорные частушки» на музыку Родиона Щедрина. Эта постановка, также в исполнении Вячеслава Самодурова, порадует зрителей динамикой и яркостью, ведь она была создана раньше, чем «598 тактов», и успела завоевать свою долю наград, включая «Золотой софит», в честь 90-летия композитора.

Хореография Самодурова является своей почерком. Здесь фрагменты классического танца быстро сменяются зрелищными трюками и энергичными передвижениями солистов. Балет получается динамичным и плотным, без излишнего пафоса. Часто солисты танцуют несимметрично и несинхронно, но это создает удивительную гармонию.

— Музыка «Озорных частушек» с первых аккордов очаровывает зрителей, — делится первая солистка театра Галина Михирёва. — Эта музыка очень близка русскому человеку, и вместе с хореографией Самодурова создается невероятно энергичная атмосфера, которая всегда находит отклик у публики.

На сцене сменяются двадцать танцовщиков в стильных костюмах, появляясь из необычных трубчатых занавесок и в современной манере рассказывая свои истории. Музыка Щедрина отличается динамичностью и напором, а танец напрямую воздействует на чувства зрителей, побуждая интриговать и влечь за собой.

В завершении программы, придающем особую атмосферу, представили «Блестящий дивертисмент» на музыку Михаила Глинки, который был восстановлен в оригинальной хореографии основателя театра Леонида Якобсона менее двух лет назад. Его действие разворачивается на балу в эпоху Людовика XIV, а балерина Елена Чернова исполняет одну из главных партий.

— Спектакль не слишком продолжительный, — рассказывает Елена Чернова. — Якобсон создал оммаж французскому обществу времён «короля-солнца». Дамы и кавалеры танцуют на балу, разгуливая по дворцам и садам Версаля. Это удивительно эффектный и изящный балет.

Кульминацией программы стало финальное адажио, в котором шесть кавалеров и одна балерина впечатлили зрителей необычным хореографическим решением.

XVI фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» подарил зрителям невероятные театральные постановки современной России. 12+

Топ

Лента новостей