В 2026 году Россию ждет масштабная приватизация. Несмотря на неопределенность размеров предстоящих продаж, Министерство финансов активно готовится к этому процессу, и его намерения не остаются незамеченными.
На фоне этих подготовок Генпрокуратура, которая в 2022–2024 годах провела масштабные национализации, утихомирилась, словно исчерпав свой импульс.
Национализация в действии
Национализации в России стартовали задолго до начала военных действий и зачастую были следствием уголовных дел против чиновников. Например, у депутата государственной думы Сергея Сопчука отобрали золотодобывающую компанию с активами на 38 миллиардов рублей. Более того, были национализированы агрохолдинги и другие значимые предприятия, которые когда-то принадлежали состоятельным бизнесменам. Эти практики, судя по всему, продолжатся, хотя в информационном пространстве об этом говорят слабо.
С 2022 по 2023 год были зафиксированы единичные случаи возврата активов иностранного бизнеса в госсобственность. Это происходило чаще всего в ответ на антикризисные шаги, предпринятые Западом. Ярким примером такой ситуации стали активы немецкой компании Siemens Mobility, отказавшейся от обслуживания поездов «Сапсан», и типография «Прайм Принт», национализированная после намерений норвежского холдинга передать её иноагенту.
Государство также часто передавало активы в управление Росимущества, ожидая, когда появится желающий выкупить их по сниженной цене. Однако даже такие случаи редки и каждое действие власти объяснялось ошибками со стороны иностранных компаний, как это было с «Данон» и «Балтикой». Это осторожное подход обусловлен желанием избежать дальнейших юридических споров в международных инстанциях.
Национализация украинских бизнесменов также не обошлась без скандалов, но здесь ситуация диктовалась антироссийскими действиями. Например, олигарх Евгений Черняк потерял свои активы, уличённый в финансировании противников.
Огромное количество национализаций произошло в результате нарушения условий, связанных с передачей собственности в 90-х годах, а также в связи с передачей контроля иностранным гражданам. В таких случаях возвращение активов в госсобственность происходило на основании признания сделок ничтожными. Судебные разбирательства чаще всего оказывались на стороне Генпрокуратуры, утверждавшей, что такие решения нужно было принимать на уровне федерального центра.
Не обошлось и без казусов. Например, бывшим владельцам вернули Ивановский завод тяжелого станкостроения, а вовсе не редко вмешательство президента Путина приводило к возвращению активов на баланс группы HeidelbergCement.
Национализация оставила многих предпринимателей в шоке. Крупные бизнесмены выражали беспокойство по поводу непредсказуемости процесса и требовали четкого закрепления правил и сроков исковой давности. На ПМЭФ-2025 президент Путин, обсуждая национализацию аэропорта «Домодево», отметил, что необдуманные решения о приватизации активов по заниженной цене могут привести к новой волне национализаций. Он призвал к разработке четких норм и правил, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.
Выяснить, насколько увеличилась доля государства в экономике после волны национализаций, непросто. По данным РАНХиГС, она сократилась с 54,6% в 2018 году до 48,5% в 2023-м. Этот показатель действительно снизился из-за падения выручки госпредприятий, особенно в нефтегазовом секторе.
Тем не менее, никто не станет спорить с тем, что государственные полномочия значительно выросли после национализаций. Но возник вопрос: действительно ли это те активы, которые государство хотело, и сможет ли оно эффективно управлять ними?
Спор собственности
Я далек от мысли, что государство — это всегда плохой собственник, однако реальность управления активами гораздо сложнее, чем простое разделение на государственные и частные. Например, возврат активов таких как «Северная верфь» в Санкт-Петербурге не повлияет на управление Объединенной судостроительной корпорацией. Им нужно строить корабли, а не расплачиваться с бывшими владельцами.
Но не все так просто. Проблемы с управлением могут возникнуть в случае сложных активов, таких как винодельни и продовольственные компании. Вовсе не редкость, что в государственных структурах не хватает кадров для эффективного управления столь разнообразными активами.
Наиболее доказательным свидетельством этой проблемы стали события в Запорожской области, где после национализации активов возникли претензии к новым государственным унитарным предприятиям. В конце концов, местные власти обратились к федеральным чиновникам с просьбой передать активы частным компаниям, которые лучше всего разбираются в управлении.
Эта просьба говорит о неизбежных затруднениях, с которыми столкнулись власти, пытаясь управлять всем сразу. И хотя такое решение кажется чистым разбазариванием, на самом деле оно отражает реальность: не хватает квалифицированных специалистов, чтобы вести бизнес в условиях госуправления.
К тому же, инвесторы в угольные активы вынуждены вернуть девять из пятнадцати шахт, взятых в аренду, из-за их нерентабельности. Бизнес пытался, но не справился.
Путь к приватизации
Теперь перейдем к предстоящей приватизации. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев недавно заявил о том, что подготовлено уже несколько компаний для приватизации в 2026 году. Министерство рассчитывает получить от этой продажи от 100 до 300 миллиардов рублей, но его цель заключается не только в поиске средств для бюджета. Стратегия включает повышение капитализации компаний и создание стимула для менеджмента.
Среди компаний, планирующих приватизацию, упоминаются «Дом. РФ» и предприятия в секторах энергетики, транспорта и финансов.
Пока неясно, какие именно активы окажутся в списке privatizatsii, и по каким критериям будут приниматься решения. Например, «Главпродукт», крупнейшее предприятие по производству консервов, считается стратегическим и вместе с тем — обычным фабричным производством.
Существует множество подходов к приватизации активов: можно продать их целиком или же продать контрольный пакет. Даже частичная приватизация не всегда кажется катастрофичной. К примеру, нашумевшая продажа «Массандры» в Крыму в 2020 году привела к её процветанию, несмотря на приватизационную цену в 5,3 миллиарда рублей.
В общем, новая волна приватизации неизбежна, и каждый должен пристально следить за тем, кому, по какой цене и на каких условиях будут переданы активы.