Страсти и драма: как обновленная "Кармен" завоевала челябинскую сцену

15 июня 2025, 16:40

На челябинской сцене развернулось захватывающее действо, где классическая новелла Проспера Мериме встретилась с либретто известной оперы Бизе. Несмотря на то, что источники сильно отличаются, суть сохраняется: Хосе и Кармен это история о пылающей любви и стремительном кровавом разрыве. Мериме, к слову, мог бы вдохновиться пушкинской поэмой Цыганы, которую он перевел на французский.

Челябинский театр называет эту постановку балетом-феерией, но на самом деле это уникальный сплав балетного и оперного искусств. Такое сочетание стало возможным благодаря хореографу Надежде Калининой, чьи работы уже покорили сердца челябинской публики в таких спектаклях, как Мата Хари и Сказки Гофмана.

- "Кармен" это шедевр с долгой историей, - делится Надежда. - Ставить его было сложнее, ведь у всех есть представление о том, как должна выглядеть Кармен и как она должна себя вести. Наша задача заключалась в том, чтобы разрушить стереотипы, поэкспериментировать и создать нечто новое. Работа с челябинскими артистами это настоящая радость, так как у нас сильная балетная и оперная труппа.

Эта балетная феерия наполнила сцену действием так, что зритель не успевал отвлекаться, а тем более дремать. Сцена разделена на несколько вертикальных уровней: первый отдан во власть балета, а второй служит местом для солистов оперы и хора. Оба мира искусства существуют почти параллельно и объединяются музыкой, что создает невероятный сплав эмоций и энергии.

Необычный подход к классическому сюжету привнес изменения в привычные постановочные традиции. На сцене челябинского театра главные герои представлены в удвоенном формате: каждый персонаж играет одновременно и солист балета, и солист оперы. Это позволило впервые визуализировать известные оперные арии таким темпераментным и ярким образом. Некоторые могут утверждать, что это повлияло на исходный музыкальный материал, но на премьерной афише четко указано: "балет-феерия на основе одноименной оперы".

С учетом того, что "Кармен" теперь балет, внимание зрителей сосредоточено на хореографии. В первых спектаклях партию Кармен исполнила Виктория Дедюлькина, а образ Хосе воплотил Алексей Шакуро, их вокальными двойниками стали Мария Гуйтар и Павел Чикановский.

- Я влюбилась в "Кармен" еще в юности, - признается Виктория. - Ранее я танцевала вариацию этой героини, но в другой хореографии. Меня привлекает ее чувственный темперамент и харизма молодой цыганки. Эта роль невероятно подходит моей внутренней энергетике. Мы с хореографом тщательно прорабатывали взаимоотношения между персонажами, истолковывая каждую деталь поведения. Я счастлива, что у меня появилась возможность сыграть Кармен!

Отдельного упоминания заслуживает волшебная работа художника по свету. Иван Виноградов, лауреат национальной премии "Золотая маска", создал уникальную атмосферу с первых же секунд. Порой казалось, что зрители стали свидетелями представления столичного театра: каждый луч света был правильно выверен. Благодаря объемным декорациям сцена челябинского театра ощутимо увеличилась и легко превращалась из городской площади в логово контрабандистов.

- В оформлении спектакля мы использовали символику Испании говорит художник-постановщик Сергей Новиков. - Мы старались привнести образы, связанные с Кармен, такие как веера и розы. Усложненные декорации помогают решить задачи, возникающие во время сцен, где участвует большое количество артистов.

Балет "Кармен" на музыку Жоржа Бизе вызвал смешанную реакцию у зрителей. Первые зрители горячо обсуждали в социальных сетях свою точку зрения на режиссерские решения, что является признаком успеха постановки. Безусловно, подобные эксперименты должны присутствовать в репертуаре каждого театра, только важно не переусердствовать с такими изюминками.

Больше новостей на News-chel.ru