Спектакль о строительстве Магнитки: новое дыхание для классической драмы
В Челябинске 6 июня прошло яркое событие: состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Завалишина Стройфронт, собравшая полный зал зрителей. Как зародилась эта идея, в чем заключается уникальность постановки и что думают об этом зрители расскажем в нашем материале.
Символизм выбора пьесы Стройфронт нельзя переоценить. Александр Завалишин, коренной житель поселка Кулевчинского (ранее известного как Верхнеуральский уезд Оренбургской губернии), имел мордовские корни по материнской линии. Его предки приехали на Урал из Пензенской губернии в конце XIX начале XX века. К слову, в Кулевчах до сих пор живут традиции и даже сохраняется мокшанский язык. Завалишин, хоть и писал на русском, часто использовал псевдоним Мордвин для своих литературных и публицистических работ.
Ценность пьесы Стройфронт коренится в ее документальной основе. Завалишин, работая специальным корреспондентом газеты, принимал участие в строительстве Магнитогорского металлургического комбината, взаимодействуя с простыми рабочими и инженерами. Его репортажи и очерки, написанные на горячих следах, легли в основу драмы, придавая ей реальные черты и живые характеры.
В начале 30-х годов Стройфронт уже был представлен на сцене Московского театра Революции. Спектакль перекликался с судьбами героев стройки и острыми конфликтами того времени, вызывая резонанс у зрителей. Однако трагическая судьба автора заставила его имя и произведения надолго уйти в тень. В январе 1938-го его арестовали по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, а затем расстреляли. Реабилитация писателя произошла лишь посмертно в сентябре 1956 года, а возвращение к его творчеству началось в 1967 году, когда Магнитогорский драмтеатр снова поставил Стройфронт.
Как рассказала Ольга Лысенко, руководитель челябинского Мордовского национально-культурного центра Иненармунь, реализовать проект удалось благодаря финансовой поддержке администрации Челябинска и председателя Совета директоров Михеевского ГОКа Сергея Маклакова, который тоже является уроженцем Кулевчей. На премьере собралось более 400 зрителей, среди которых были заместитель губернатора Челябинской области Роман Воллерт, депутаты Законодательного Собрания Челябинской области Дмитрий Клеутин и Андрей Шмидт, а также Вячеслав Борисов, начальник управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации.
Эта вечер посвящен не просто истории, а фундаменту тому самому фундаменту, который был заложен первопроходцами Магнитогорска. Их труд и стойкость в тяжелых условиях стали основой промышленной мощи как нашего Урала, так и всей страны. Единство и общее стремление были не просто лозунгом, а реальностью, отметил заместитель губернатора Роман Воллерт.
Современное воплощение пьесы осуществил Александр Мордасов, профессор Челябинского государственного института культуры и режиссер спектакля. В этом проекте участвуют студенты и преподаватели вуза, включая декана факультета театра, кино и телевидения Владимира Солдаткина и самого Мордасова. Примечательно, что в составе труппы есть артисты с мордовскими корнями.
Спектакль так реалистично и подробно передает дух эпохи великих строек, что у меня появилось желание самому взяться за инструмент. В драматургии не так много произведений, посвященных Южанам, и поэтому работы Завалишина особенно ценны для нашей истории, поделился впечатлениями председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по молодежной политике, физической культуре и спорту Александр Анисимов.