Трагедия на пути: взрыв, который потряс СССР

Трагедия на пути: взрыв, который потряс СССР
Фото: ИАА "УРА.РУ"

Ночь с 3 на 4 июня 1989 года навсегда останется в памяти многих как день жестокой аварии на железной дороге. В 01:10 на 1710-м километре перегона Аша — Улу-Теляк прогремел ужасный взрыв, вызванный утечкой газа. В это время два пассажирских поезда из Новосибирска и Адлера двигались навстречу друг другу, не подозревая об угрозе. Ветеран КГБ Сергей Макеев из Челябинска участвовал в расследовании этой катастрофы и в разговоре с URA.RU поделился своими воспоминаниями о тех ужасных событиях.

Диверсия или несчастный случай?

По началу следствие рассматривало версию о диверсии. Появились подозрения, что кто-то специально подорвал пути, пока по ним проезжали поезда. Для выяснения обстоятельств к делу подключили КГБ.

«Меня разбудили посреди ночи. Я вскочил в машину и отправился на место трагедии. Штаб КГБ был развернут в Уфе под руководством зампредседателя Евгения Агеева. На первом этапе мы думали, что это могло быть нападение. Наша задача заключалась в том, чтобы выяснить настоящие причины взрыва», — вспоминает Макеев.

Работа без отдыха

На месте происшествия Макеев провел целую неделю. Он бесконечно опрашивал свидетелей и пытался понять, как все произошло. Результаты его расследования каждое утро обобщались и передавались в Уфу.

Первичные выводы

В течение первых дней после взрыва удалось установить, что причиной трагедии стала утечка газа на близлежащем трубопроводе. Практически сутки газ выходил под высоким давлением через образовавшееся отверстие.

«Есть компрессорная станция в Ленинске, а следующая — на территории Башкирии. Из Уфы пришли данные о том, что давление на максимуме, но мощности не хватало. В результате почти сутки под максимальным давлением звено подавало газ», — объясняет Макеев.

Вскоре стало очевидно, что труба лопнула по шву, и газ скапливался в воздухе вокруг перегона.

Сигналы о помощи игнорировались

Жители соседней деревни пытались поднять тревогу, звоня в различные службы. Они сообщали, что дышать невозможно, а воздух оказался наполнен газом. Но как на зло, это была суббота, и все службы отдыхали, надеясь решить проблему в понедельник. К тому времени было уже поздно.

Ужасные последствия

По словам Макеева, эксперты установили, что в воздухе образовался так называемый «слоеный пирог» из газовых смесей. В таком виде пары сами по себе не были взрывоопасны.

«Однако, когда поезда начали двигаться друг к другу, они перемешали этот опасный газ, и в результате случился взрыв», — утверждает ветеран.

Масштаб катастрофы

По различным данным, в результате взрыва погибло от 575 до 645 человек. Эта катастрофа стала самой страшной в истории СССР и на постсоветском пространстве. Половина из 112 погибших челябинцев были детьми, среди которых находились юные хоккеисты из клуба «Трактор» и ученики школы № 107 Челябинска.

Память о жертвах

Сегодня на месте трагедии установлен мемориал. Местные жители приносят цветы и венки в память о погибших. А в академии хоккейного клуба «Трактор» каждый год проводятся памятные турниры, чтобы не забыть эту ужасную годовщину.

Топ

Лента новостей