Какие ритуалы творили наши предки и что могут поведать жертвенные погребения Аркаима? Об этом в авторской программе «Говорящие» поделилась доктор исторических наук Наталья Берсенева, ведущий научный сотрудник института истории и археологии Уральского отделения РАН.
«На данный момент у нас нет прямых улик жертвоприношений людей в бронзовом веке на Южном Урале, — подчеркнула Берсенева. — Но мы можем говорить о жертвовании животных, которое было значительно распространено в синташтинский период».
По словам историка, свидетельством этого служат крупные жертвенники и кости лошадей, коров, которые были принесены в жертву. Это означает, что животных убивали, а затем помещали в погребения. В то же время в погребальных ритуалах того времени нет связанных или изрубленных останков, которые могли бы оказаться под властью покойного.
«Синташтинская, петровская, срубная и позже алакульская культура хранили своих покойников в могильниках. Однако существуют и особые погребения, найденные прямо в поселениях, которые вызывают много вопросов. Это открывает простор для предположений о наличии жертвоприношений. Тем не менее, это не происходило регулярно и не имело массового характера», — добавила учёный.
Недавно в археологии появилось понятие «девиантное погребение», которое подразумевает особенности, отличающие определённые случаи от общепринятого погребального обряда данной культуры. Все погребения, найденные в поселениях, как правило, являются девиантными.
Берсенева привела в пример могильник поселения Степного, где было обнаружено захоронение женщины с ребёнком под валом самого памятника. Изотопный анализ показал их не местное происхождение. Хотя их похоронили чётко, с полным набором ритуальных принадлежностей, это было сделано вне кладбища. Интересно, что детских захоронений в синташтинских поселениях много, а взрослых — по пальцам пересчитать, они начали появляться лишь недавно.
«Есть вероятность, что жертвоприношения имели место в сарматских погребениях. В курганах находят скелеты воинов, похороненных вместе с военачальниками. Раньше эти люди стояли, как охрана, а позже их тела сваливались в кучку. Ученые пришли к выводу, что их принесли в жертву. Возможно, это были военнопленные или преступники», — подытожила Наталья Берсенева.